Наталия Петровна, как давно Вы занимаетесь музыкой?
Тут точнее будет иметь в виду, с какого возраста я начала обучаться музыкальным дисциплинам. Это с 10 лет, когда я в последние холодные дни августа на босу ногу пошла с подружкой сдавать экзамен в музыкальную школу. Мама, будучи завучем школы-интерната, находилась в этом же здании ДК шахтёров на педагогической конференции. Увидев меня, мама пришла в ужас от моего пиратского вида. А сам экзамен прошёл для меня удачно. Я лихо спела под баян суровую песню «На Мамаевом кургане тишина». Уж петь я была мастаком с ранних лет, и все понравившиеся мелодии подбирала на всех игрушечных музыкальных инструментах. А какие они были замечательные, я теперь таких не встречаю. У меня были маленький рояль, такое же пианино, духовая гармонь. И все они держали строй!
Какой Ваш педагогический стаж? Почему Вы выбрали именно эту профессию – профессию преподавателя?
Стаж – это годы работы, их не приостановить. Отвечу так: мои бывшие ученики уже приводят учиться ко мне своих детей, а мои ученики сегодняшнего дня такого же возраста, как мои внуки.
Какой Вы преподаете предмет? А какими инструментами владеете?
Любовь к пению вела по жизни. Я 33 года преподавала хор, параллельно 35 лет аккордеон, 20 лет - академический вокал. Владею аккордеоном, фортепиано. А в институте 3 года изучала и балалайку. Частушки на ней точно смогу подыграть.
Что для Вас значит классическая музыка?
Для меня это огромный, разнообразный мир, погружаясь в который, я многое могу прочувствовать, удивиться смелости, оригинальности музыкального языка. Она помогает переходить в иные временные эпохи так же быстро, как если бы ты подошёл к живописному полотну. Классическая музыка несёт в себе и сущность эпохи, в которой жил композитор, и его душевные ощущения. Удивляешься, понимая, что люди, создававшие эту музыку, были внутри такими же, как мы: бунтарями, мечтателями, испытывающими и сострадание, и боль, и надежду.
Что нужно для понимания классической музыки?
Для понимания классической музыки так важна внутренняя «начинка» человека, его образованный ум. И наоборот, человек приобретает это, соприкасаясь с ней. Огромное счастье понимать её, идти за мыслью композитора, волноваться, трепетать или погрузиться в грёзы…
Понятно, что Вы слушаете классическую музыку по роду деятельности, а слушаете ли Вы ее просто для души, вечерами, например? Зависит ли прослушивание Вами классических произведений от настроения? Какого – грустного или, наоборот, радостного, в момент счастья?
Действительно, мир классической музыки широк, на любое восприятие, характер, ситуацию. Композиторы оставили такое музыкальное богатство! Да, настроение диктует, и всегда найдутся произведения, которые будут созвучны ему, либо найдутся те, которые смогут перестроить твоё внутреннее состояние.
Какой Ваш любимый композитор и почему?
Люблю инструментальную, вокальную музыку русских композиторов за её искренность, узнаваемость, страстность. И музыку эпохи барокко, когда её исполняют небольшое количество инструментов, создавая камерное звучание.
Ваши ученики любят классическую музыку? Как Вы прививаете любовь к классике?
Мы, преподаватели, знаем, что практически всех детей всех поколений, обучающихся в музыкальной школе, завораживают такие произведения как «К Элизе», «Лунная соната» Л. Бетховена, «Полонез» М. Огинского. Чем они отличаются? Прекрасной мелодической основой, душевностью. Это детей и трогает. Но должна быть почва, на которой они это услышат.
Так что всё очень просто. Любовь к классической музыке приходит через её познание, через любовь и почитание её самим преподавателем. И происходит чудо. Дети проходят путь от незнания к пониманию и только потом, я надеюсь, к необходимости её присутствия в их жизни.
Мы проводили опрос, слушают ли подростки классическую музыку. Кто-то слушает часто, кто-то редко, но большинство не слушает классику совсем. Взрослых, кстати, тоже классика не особо привлекает. Как Вы думаете, почему?
Должны быть проводники в мир классической музыки. За её будущее не стоит беспокоиться, потому что в обществе есть запрос на развитых, грамотных людей, людей разнообразных интересов. И это я воочию вижу на концертах в органном зале Пермской филармонии. Публика разновозрастная. И на время концерта они становятся твоими единомышленниками, друзьями.
Как Вы считаете, нужно ли слушать классику? Почему? Есть ли факторы положительного влияния на человека от прослушивания им классических произведений?
Ещё в 19 веке были опубликованы опытные данные о положительном воздействии классической музыки на здоровье человека. Эта статья мною утрачена, но отчётливо помню, что, например, хочешь вылечить желудочно-кишечный тракт – слушай музыку В. Моцарта и т.д. Может и сейчас кто-то этим вопросом занимается. Но однозначно то, что когда ты слушаешь классическую музыку, ты не один, ты не попусту провёл эту часть твоего времени, ты учишься думать, сосредотачиваться.
Почему полезно слушать классику детям? А взрослым?
Взрослым нужно её слушать, чтобы слушали затем их дети, напитываясь глубиной содержания.